Календарь израильских праздников 2017 г.

Главный праздник Шабат

   Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели - одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: “Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой - все дела делай только для Бога”. Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю. Указания Торы выделять Субботу как особый день можно разделить на два типа.

   Первый связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота - и сам Творец прекратил работу. Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности. Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу - традиция запрещает производить в субботу “будничные” действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на “будничные” темы. В случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется в “сторону” субботы, а посты (кроме Йом Кипура) переносятся на другой день. Празднование Субботы включает выполнение предписаний Торы и мудрецов, связанных с освящением, отделением этого дня. Некоторые из этих предписаний имеют конкретное выражение: перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы - киддуш, т. е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино. Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.

Новомесячье Рош Ходеш

   Первый день месяца (или последний день предыдущего месяца, если он состоял из 30 дней) - Рош Ходеш - полупраздничный день в еврейском календаре. Освящение Рош Ходеш - это основа всех праздников еврейского календаря и связанных с ними заповедей, поскольку от правильного установления Рош Ходеш зависят даты всех остальных праздников. Рош Ходеш был тем днем, когда было принято посещать известного пророка и спрашивать его о судьбе народа Израиля и о личных проблемах. В Храме в этот день проводилась особая служба, сопровождавшаяся трублением в трубы и жертвоприношениями. Сегодня начало месяца не сопровождается тем празднеством, которое было когда-то принято. Тем не менее, на этот день и сегодня распространяются некоторые свойства праздничных дней. Хотя традиция не запрещает работать в этот день, существует обычай, не рекомендующий женщинам выполнять работу, которую можно перенести на другой день. Этот обычай связывают с легендой о поклонении золотому тельцу. Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): “Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить золотого тельца, те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Всевышний одарил их и в этом мире, и в будущем”. В книге пророка Исайи говорится о значении Рош Ходеш в будущем - во время Мессианского Царства, когда сам Мессия будет править из Иерусалима, с трона Давидова, люди будут приходить со всех сторон на поклонение Ему. Таким образом, Рош Ходеш будет особым днем поклонения.

   Основные черты еврейских праздников. Для еврейских праздников можно выделить основные черты: 1. Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шабат и Йом Кипур). 2. Предписание “веселиться” (кроме Йом Кипура и постов). В праздничные дни не соблюдают траура, и даже семидневный траур по умершему переносят на следующий за праздником день. 3. Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза. 4. “Священное собрание”, т. е. собрание всех членов общины для совершения праздничных церемоний и богослужения. 5. Проведение обряда “авдала” - разделение праздника и будней. 6. Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, так как считается, что в этот момент зарождается новый день. Кроме того, для каждого праздника характерны отличительные обряды и церемонии (а до разрушения Храма в 70 г. н. э. - жертвоприношения, которые были после этого события отменены). В принципе все названные черты не являются чем-то специфическим, присущим только еврейским праздникам. Веселый характер праздника, устройство праздничных пиров, определенные ритуалы, прекращение будничных занятий - все это в той или иной мере характерно для любого праздника. Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса. В Ветхом Завете предписывается праздновать и веселиться мужчинам и женщинам, свободным и несвободным, а также живущим “среди сынов Израиля” иноземцам.

11 февраля - Ту Би-шват (Новый год деревьев)

   Ту Би-шват - новый год деревьев. Согласно Торе, в которой человек сравнивается с фруктовым деревом. Это пора, когда самые раннецветущие деревья в Земле Израиля пробуждаются от зимнего сна и начинают новый цикл плодоношения.

    В этот день принято есть фрукты, в особенности виноград, фиги, гранаты, оливки и финики - то есть те плоды, которыми Тора прославляет Израиль – "страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, масличных деревьев и финикового меда".

Источник: http://israelbooking.ru

   Ту би-Шват (дословно, 15 день месяца Шват, отмечаемый в этом году на сегодня, 16 января) является совершенно особым праздником, которого нет в Торе и в ТАНАХе (Священном писании).

Это – новый год деревьев, установленный согласно школе Хиллеля (одного из наиболее авторитетнейших законоучителей эпохи Второго Храма), и, подобно любому еврейскому празднику, имеет множество значений, как обыденных, так и сакральных.

   Мидраш рассказывает, что деревья, увидев, как Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его установить и для них такой же день. Бог исполнил их просьбу, и, поскольку именно в месяце обычно заканчивается сезон дождей, природа начинает возрождаться, а все зеленые насаждения просыпаются после зимней спячки, именно это время и было избрано для нового года деревьев.

   Вообще, в талмудической литературе отмечается, что у человека много общего с деревом: они оба сильны своими корнями: хотя не видные постороннему глазу, но они дают силу дереву и человеку. Крона же дерева – сама жизнь человека, а его плоды – дети и Богоугодные дела…

   Прямой же смысл Ту би-Швата в том, что этот день является началом отсчета урожая плодоносящих деревьев для отделения от него десятины, согласно заповедям Торы, а плоды, созревающие после этой даты, считают урожаем следующего года. Празднуя Ту би-Шват, евреи вспоминают законы, связанные с деревьями: нельзя не только срубать фруктовые насаждения, но и даже просто ломать их.

   Как было выше сказано, в Священном писании нет упоминания об этом празднике. Нет и описания обрядов Ту би-Швата, но в эпоху гаонов евреи Эрец-Исраэль (Земли Израиля) читали в этот день особые благословения.

   Так же традиция предписывает в этот день вкушать лучшие плоды Эрец Исраэль: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики, а после каждого съеденного фрукта произнести один из особых псалмов (как правило, со 120 по 134).

   В самом же Израиле существует традиция в Ту би-Шват сажать новые деревья. Этим занимаются в основном дети и новые репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда. А в последнее время празднование Ту би-Шват обрело дополнительные черты: он стал временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Ту би-Шват является совершенно особым праздником, которого нет в Торе и в ТАНАХе (Священном писании).

Источник: http://www.israel7.ru

12 марта - Пурим

   Пурим - праздник, в память спасения евреев, проживавших на территории Персидской империи от истребления их Аманом-амаликитянином.

    Это весёлый и карнавальный праздник, в который принято пить вино и печь особое треугольное печенье со сладкой начинкой. Работать в эти дни не запрещено. Праздник ассоциируется с историческими событиями, которые произошли в Персии, примерно 2 тысячи лет назад. В этот день советник персидского царя намеревался убить всех евреев, проживающих на тот момент в Персии. По его мнению, они были слишком непокорны. Согласно легендам, царская супруга была еврейкой. Но царь, подписывая указание об истреблении всех евреев, не знал об этом.

   Приближенные к царице люди донесли до нее информацию о подписанном документе и попросили ее сделать все возможное, чтобы предотвратить грядущие события. Супруга царя (ее звали Эстер) решила организовать пир и пригласить супруга с его советником. Праздник так понравился царю, что он был готов исполнить любое желание своей жены. Она попросила отменить указ. Когда царь сообрази в чем суть дела, то очень рассердился на своего советника. Позже, вернувшись к супруге, он застал его у ложа Эстер. Царь в гневе приказал казнить его.

Источник: http://israelbooking.ru

   В итоге, царь подписал указ, суть которого заключалась в том, что каждый еврей имел право защищать свою жизнь. Более того, он мог присваивать себе имущество человек, нападавшего на него. Таким образом, в этот день евреи праздную победу над злым царским советником Аманом. В праздник Пурим с вечера 15 марта на вечер 16 принято печь гоменташи (в переводе означает уши Амана). В каждой еврейской семье существует свой метод приготовления печенья. Но все его пекут в своеобразной форме, напоминающей уши. Для начинки отдается предпочтение маку, финикам, орехам, меду. Добавляется много сахара.

   Печенье гоменташи принято дарить в подарок друзьям, близким родственникам. В этот день традиционно евреи употребляют большое количество алкоголя. Согласно Талмуду в Пурим следует столько выпить вина, чтобы быть не в состоянии различать проклятие Амана от благословлений Мордехая.

Источник: http://nicstyle.ru

10-17 апреля - Песах

   Песах - еврейская Пасха. Праздник в память об Исходе евреев из Египта. Согласно Пятикнижию Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены.

   Тора повелевает избавляться от «квасных» продуктов и есть в эти дни мацу. Запрещена вся работа, кроме приготовления пищи. http://israelbooking.ru/evreiskie_prazdniki

    Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.

    Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен (одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», к ним были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена трудовая повинность, на евреев — особенно тяжелая. Дома евреев прослушивались и досматривались, жен разлучали с мужьями, новорожденных мальчиков убивали. Моше (Моисей) и был тем самым мальчиком, которому было суждено выжить и спасти свой народ. Эту историю знают все. Удивительное стечение обстоятельств спасло его от неминуемой гибели от рук египтян и привело к тому, что воспитывался Моше во дворце фараона, но всегда ощущал себя частью своего народа.

    За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст («неопалимая купина»). Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего Моисею отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.

Источник: http://www.calend.ru

2 мая - Йом А-Ацмаут

   Йом А-Ацмаут – день независимости. В память о провозглашении Государства Израиль 14 мая 1948.

   В канун праздника во всех городах устраиваются фейерверки. Это единственный официальный нерабочий день в Израиле, когда работает городской транспорт, а население, соблюдающее еврейские религиозные традиции, может ездить в автомобилях и зажигать огонь, поэтому праздник отмечается массовым выездом на пикники.

Источник: www.israelbooking.ru

В этот день примерно за 8 часов до истечения британского мандата в Палестине, была подписана Декларация независимости Израиля и Давид Бен-Гурион (впоследствии первый премьер-министр Израиля) объявил о создании Государства Израиль.

   В канун праздника во всех городах Израиля устраиваются фейерверки. Праздник начинается с заходом солнца на исходе 4 Ияра, в этом году празднование началось на день раньше, вечером 3 Ияра.

   На горе Герцеля в Иерусалиме (где находится могила Теодора Герцеля , основоположника идеи объединения народа и возрождения независимого государства), вечером прошла торжественная церемония, которая началась с зажжения 12 факелов, символизирующих 12 колен Израилевых. Завершится празднование Йом а-Ацмаут вручением Премии Израиля.

Источник: "http://www.krjew.com

11 мая - Йом А-Зикарон

    Йом А-Зикарон – день памяти павших в войнах Израиля и жертв террора — израильский государственный день траура.

    Официальная церемония проводится у Западной стены (Стены Плача) на Храмовой горе в Иерусалиме.

http://israelbooking.ru/evreiskie_prazdniki

    День поминовения солдат, погибших в войнах за независимость Израиля (Йом а-Зикарон), отмечается накануне Дня Независимости Израиля. Каждый год к этому дню точно подсчитано число евреев, погибших в арабо-израильских войнах и терактах с 1860 года. 5 ияра 5708 года по еврейскому календарю (14 мая 1948 года) была провозглашена независимость государства Израиль.

    Через несколько часов после рождения государства семь арабских стран, без объявления войны, перешли границы и начали военные действия. Но еще до официального начала войны в кровавых налетах арабов пали религиозные еврейские поселения Гуш-Эцион — четыре поселения, находящиеся в непосредственной близости от Иерусалима.

    Первое нападение на Гуш-Эцион было совершено еще 11 декабря 1947 года. В результате поселения оказались в блокаде. 4 мая 1948 года местные арабские жители, при поддержке арабского легиона, атаковали поселение. Атака была отбита, при этом евреи потеряли 12 человек убитыми, и еще 30 было ранено.

Источник: http://www.calend.ru

14 мая - Лаг Ба-Омер

    Лаг Ба-Омер - праздник костров. Во времена римской оккупации, евреев обложили непосильными налогами и под страхом смерти запрещали изучать Тору. Но, несмотря на преследования, изучение Торы продолжалось. Одним из величайших учителей того времени был рабби Акива. Вместе со своими отважными учениками он продолжал занятия.

    В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что все они умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии.

    Традиция зажигания костров берет свое начало в каббалистической книге "Зоар" ("Сияние"). Когда Рашби умер, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытию ее глубоких тайн, ибо Тора уподобляется свету, как сказано: "Ибо заповедь - это свеча, а Тора - свет".

   Вечером по всему Израилю зажигают большие костры. Стар и млад собираются вокруг них, танцуют и поют. Ночью многие ездят на могилу раби Шимона на горе Мерон. Этот обычай особенно соблюдается хасидскими общинами и изучающими Каббалу. Хабадники устраивают в этот день массовые шествия по центральным городам.

Источник: http://israelbooking.ru

   Исторические события 18 мая также связаны с существованием Храма. В переводе «омер» значит «сноп». Кроме того, омером называется мера для сыпучих масс. Раньше такой мерой измеряли зерно с целью определения суточной его нормы для человека.

На 2-ые сутки еврейской пасхи было принято преподносить храму ячменный сноп свежего урожая. На следующее утро дня молились о высокой урожайности. Всего насчитывалось 49 дней омера. По истечении 50 дней храму дарили свежий пшеничный сноп.

    Период между 1 и 2 омером являлся временем ограничений, надежд. Считалось, что именно сейчас решается судьбы будущего урожайного года. Все ограничения отменяются только в Лаг – Баомер – это 33-ий день омера. В этот день принято в первый раз подстригать детей трехлетнего возраста. До наступления этого дня евреи, соблюдающие традиции своего народа, не стригутся. Не устраивают увеселительных праздников, свадебных торжеств. День Лаг – Баомер – день отмены траура и грусти.

   Согласно преданиям, день Лаг – Баомер ассоциируется с победой Бар – Кохба над Римом. Существует еще одна хроника событий, связная с этим днем. Один из учеников рабби Акивы Рашби принял участие в мятеже под предводительством Бар – Кохбы. Рашби умер именно 18 мая. По прошествии времен сохранилась традиция в Лаг – Баомер ходить на могилу Рашби. Он захоронен в горной местности Мирон, неподалеку от Цфат.

    Говорят, что во время смерти над его телом возвысился высокий столб огня, поэтому в Лаг – Баомер сохранился обычай разжигать костер. В израильских школах учащиеся целыми классами отправляются на природу в сопровождении своих наставников. Они делают лук, стрелы, устраивают соревнования. Это делается в память о восстании, солдаты которого смело сражались с римлянами, и отстояли свободу Израиля.

Источник: http://nicstyle.ru

30-31 мая Шавуот

    Шавуот - праздник дарование евреям Торы (нравственного закона) на горе Синай при Исходе из Египта.

   Принято украшать синагоги зеленью. В Иерусалиме толпы людей направляются к Стене Плача ночью и молятся там с первым миньяном. Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу. Запрещена вся работа, кроме приготовления пищи.

Источник: http://israelbooking.ru

На иврите слово «шавуот» означает «недели» — семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия — Письменная Тора), а часть — Устная Тора — были записаны только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма.

   Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение — Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш. Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определенное историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трех паломнических праздников.

    В древности в этот день в Храме делали второе приношение пшеницы нового урожая. Из пшеницы свежего помола выпекали два каравая и несли их в Храм. Другим жертвоприношением были самые лучшие первые плоды и фрукты. В наши дни в синагогах выносят свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуот..

    Существует также традиция в канун праздника всю ночь читать Тору. Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу, сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.

    В сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Шавуот - это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые и первые плоды, в том числе и семь видов, упомянутые в Торе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами цветов и фруктов, окна домов — бумажными аппликациями. Поэтому в канун праздника и дети, и взрослые заняты вырезанием. Некоторые достигают в этом искусстве такого совершенства, что их аппликации выглядят как настоящие картины.

    Выпускники еврейских религиозных школ, а также высших учебных заведений заканчивают занятия и получают аттестаты и дипломы в канун праздника Шавуот. Этот праздник символизирует приобщение к истинному Завету не только евреев, но и представителей других народов. В этот день в синагоге читают также книгу Библии Мегилат Рут. Рут была моавитянкой, перешедшей в еврейство, и стала прабабушкой царя Давида, поэтому существует обычай в праздник Шавуот посещать могилы царей из дома Давида.

Источник: http://israelbooking.ru

1 августа - Девятое Ава

   Самым траурным для евреев днем считается Девятое Ава. В этот день ничего не едят, не пьют, не надевают кожаную обувь. Пост начинается с вечера 8 ава за несколько минут до захода солнца и заканчивается после появления звезд на небе вечером 9 ава. День 9 Ава — это также единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (ведь изучение считается источником радости).

    Изначально пост 9 Ава связывается с «грехом разведчиков» — когда Моисей привел евреев к границам Земли Обетованной, они побоялись сразу войти в нее и упросили Моисея отправить разведчиков, с тем чтобы те, вернувшись, описали страну и перспективы жизни в ней. И хотя эта просьба была выражением сомнения в Боге, который вывел евреев из Египта и обещал им эту страну, все же Моисей согласился отправить глав 12 колен на разведку.

   Вернувшиеся разведчики сообщили, что страна «укреплена до неба» и населена великанами, против которых евреи «маленькие, как кузнечики». Только главы двух колен утверждали, что земля обетованная прекрасна, и что стоит войти в нее. Народ поверил, естественно, большинству, и всю ночь с восьмого на девятое ава евреи плакали, говоря, что Бог привел их в эту страну из злобы, и что лучше бы они умерли в пустыне...

    Тогда Бог разгневался и сказал, что в этот раз евреи плакали напрасно, но теперь у них появится множество поводов для плача в эту ночь. Таково будет наказание за грех неверия.

   И первым наказанием стал запрет поколению, вышедшему из Египта, войти в Святую Землю. Люди, усомнившиеся в Боге, были обречены сорок лет скитаться по пустыне — по году за каждый день разведки и умереть в ней, как они и просили. Во-вторых, за то, что евреи испугались (несмотря на все чудеса и знамения) народов, населявших Ханаан, и отказались войти в Израиль в выбранное Богом время, было сказано, что теперь евреи смогут получить эту землю только после тяжелых войн, хотя могли получить ее чудесным образом — безо всяких усилий. Но, видимо, и этих наказаний оказалось недостаточно, чтобы евреи безоговорочно приняли своего Бога и его заповеди.

   Уже обосновавшись на Земле Обетованной, евреи продолжали грешить — самым тяжелым грехом было идолопоклонство, ведь это прямое нарушение заповеди «Не сотвори себе кумира». Причем, по свидетельству пророка Иеремии (бывшего свидетелем разрушения Первого Храма) объектом поклонения стал и непосредственно Храм. Пророк говорил, что люди его поколения без конца повторяли слова «Храм Господа» (Иер. 7:4), полагая, что Храм спасет их, искупит любое их преступление. Так было забыто значение Храма как пути служения Всевышнему, и Храм приобрел значение посредника, промежуточного звена в отношениях между евреями и Богом. В сущности, орудие достижения цели (службы Господу, общения со Всевышним) приобрело несоразмерную важность и заняло в сознании людей центральное место. Цель же отошла на второстепенные позиции. Поэтому и был разрушен Храм: Бог убрал этот соблазн.

    И до тех пор, пока евреи не раскаются в грехе неверия, это наказание будет с ними, и будут появляться все новые и новые поводы для плача в этот день. Вот перечень печальных событий случившихся на протяжении веков 9-го Ава:

   Девятого ава 2449 года от сотворения мира (1313 год до н.э.) Всевышний вынес приговор, согласно которому вышедшее из Египта поколение было обречено скитаться по пустыне 40 лет и умереть, так и не увидев Страны Израиля.

   Девятого ава 3338 года от сотворения мира (422 год до н.э.) вавилонским царем Навуходоносором был разрушен и сожжен Первый Храм, построенный Соломоном в 9 веке до н.э.

    Девятого ава 3828 года от сотворения мира (68 год н.э.) римским военачальником (впоследствии императором) Титом Веспасианом был разрушен Второй Храм, построенный в 4 веке до н.э.

    Девятого ава (предположительно в 135 году н.э.) пал последний оплот еврейских повстанцев, а вождь восстания Шимон Бар-Кохба (Бар-Кузива) был убит. По свидетельству римского историка Диона Кассия, в сражениях той войны погибло 580 тысяч евреев, были разрушены 50 укрепленных городов и 985 поселений; почти вся Иудея превратилась в выжженную пустыню.

    Девятого ава, спустя несколько лет после поражения Бар-Кохбы (более точных сведений нет), римский правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и его окрестностей. Исполнилось сказанное пророком: «Из-за вас Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим станет руинами, а Храмовая гора — лесистым холмом» (Миха, 3:12). Захватчики запретили евреям жить в Иерусалиме. Всякому нарушившему запрет грозила смертная казнь. Иерусалим стал языческим городом под названием Аэлия Капитолина.

   Девятого ава в 1095 году папа Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого «воины Иисуса» убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин. Девятого ава в 1146 году, во время второго крестового похода были организованы погромы в еврейских общинах Германии и Франции.

   

    Девятого ава в 1290 году началось изгнание евреев из Англии.

    На следующий день после девятого ава в 1306 году был издан указ об изгнании евреев из Франции, причем все свое имущество они должны были оставить.

    Девятого ава в 1348 году европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы («Черной смерти»). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств.

   Девятого ава в 1492 году король Испании Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская издали указ об изгнании евреев из Испании.

    Девятого ава в 1555 году — евреи Рима переселены в первое в истории гетто.

    Девятого ава в 1567 году были переселены в гетто остальные евреи Италии.

    Девятого ава в 1648 году резня десятков, а то и сотен тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Хмельницким и его сподвижниками.

    Девятого ава в 1882 году в России начались погромы еврейских общин в пределах черты оседлости.

   Девятого ава в 1914 году началась Первая мировая война.

    Девятого ава в 1942 году началась депортация евреев из Варшавского гетто.

    Девятого ава в 1942 году начал действовать лагерь смерти в Треблинке. И все же евреи верят, что когда-нибудь этот день станет самым большим праздником — когда все евреи раскаются в своих грехах, то именно в этот день родится Мессия.

Источник: http://www.calend.ru

21/22 сентября - Рош-А-Шана

   Рош а-Шана празднуется 1-го и 2-го Тишрея. Праздник Рош а-Шана - это Новый год, дата, связанная с годовщиной Шести Дней Творения.

   В этот день на Небе происходит суд и для каждого человека определяется его судьба на ближайший год. Поэтому в предшествующий Новому году месяц Элул положено пересматривать свои поступки и раскаиваться в том, что было сделано неправильно. В синагогах читают "слихот" - особые покаянные молитвы.

   Рош а-Шана - это время раскаяния и духовного возрождения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу "хорошего приговора". Завершается этот период постом - днем Суда, называемым Йом Кипур.

   В Рош а-Шана проводится особенная трапеза, во время которой едят "симаним" ("знаки") - особый набор продуктов. Каждый из продуктов символизирует пожелание, т.е. просьбу к Всевышнему, смысл которой связан с определенными качествами данного вида пищи или же со значением ивритского корня, от которого образовано его название.

   В начале трапезы окунают хлеб не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года, а в мед. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание "сладкого года". Традиционным блюдом является фаршированная рыба - отведывая ее голову, желают себе и друг другу быть "головой, а не хвостом". Принято есть блюда из моркови (на иврите "гезер") с пожеланием "ше йигзеру лану гзерот товот" - "чтобы нам вынесли хорошие приговоры"), свеклы ("селек") с пожеланием "ше ясалку ойвейну" ("чтобы были уничтожены наши враги") и так далее.

   Некоторые проявляют творческую фантазию и прибавляют к традиционным установлениям мудрецов собственные "симаним" (пример: на пиво ("бира") говорится пожелание "ше кулану нахзор ле-биратейну" - "чтобы все мы вернулись в нашу столицу", имея в виду, конечно, Иерусалим и соединяя таким образом новогоднюю трапезу с трапезой праздника Песах, которая по традиции заканчивается пожеланием "в будущем году в Иерусалиме". Но подобные "симаним", конечно, не являются традиционными и просто служат поднятию настроения за праздничным столом. Настроение в этот период как раз очень подвержено колебаниям - люди напоминают себе о том, кто является настоящим Хозяином Мира, каются, просят прощения, вспоминают, что было сделано неправильно и задумываются над тем, как это можно исправить.

   В Новый год принято приходить на берег моря, реки или ручья и символически вытряхивать карманы, выбрасывая их "содержимое" в воду, с намерением избавиться вместе с крошками и пылью от оставшихся в душе после раскаяния "крошек" грехов. Этот обряд называется "ташлих".

   В течение новогодней службы в синагоге несколько раз трубят в шофар - бараний рог. Это трубление, похожее на то, которое раздастся по всему миру в день прихода Машиаха (Мессии), вызывает в еврейской душе особое ощущение и призывает ее не забывать о "тиккуне" - исправлении, которое она должна совершить.

Источник: http://rosh-a-shana.netzah.org

30 сентября - Йом-Кипур

    Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Кипура - пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни) — «гмар хатима това», — «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.

Йом-Кипур в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния.

   Для выполнения обычая «капарот» (обряда искупления), который очень важен в дни перед Йом-Кипуром, берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд и относят к шойхету (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы. Йом-Кипур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение.

   Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви, интимная близость.

   Пост (полный отказ от еды и питья) обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки. На вечернее богослужение мужчины надевают талит (это единственный раз в году, когда талит надевается на вечернюю службу).

   Литургия Йом-Кипура начинается с произнесения молитвы «Коль нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается маарив (вечерняя молитва), включающая в себя дополнительные молитвы (слихот).

   Особо религиозные евреи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, славословия и различные мольбы. Пост в Йом-Кипур соблюдают многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день может возрастать в два-три раза.

   В Израиле публичное нарушение Йом-Кипура (например, приём пищи или вождение автомобиля) даже среди светских евреев не принято.

   В этот день дороги пустуют (за редкими исключениями — например, машины скорой помощи), поэтому светские дети (которых родители не приучают к соблюдению традиций) свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах, и израильтяне в шутку называют Йом-Кипур «праздником велосипедов». Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт и аэропорты.

Источник: http://guide-israel.ru

5-12 октября - Суккот

    Суккот - праздник шалашей, так же праздник "сбора урожая". Праздник связан с исходом евреев из Египта. Если Песах — время освобождения (исхода), а Шавуот — дарования Торы, то Суккот — это праздник радости во славу Создателя. Именно в этот период евреи селятся в шалаш в память об избавлении народа от рабства в период блуждания по Синайской пустыне. Это специально происходит осенью, в пору дождей и ненастья, подчеркивая тем самым исполнение заповеди. Запрещена вся работе, кроме приготовления пищи.

    В это время по традиции следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще).

http://israelbooking.ru

    Праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрея) и продолжается 7 дней. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей. Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша.

    Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин. Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

    В Суккот выполняют особый ритуал — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

   В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь.

    Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники — Песах и Шавуот) празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.

Источник: http://www.calend.ru

12-13 октября - Шмини Ацерет и Симхат Тора

   Шмини Ацерет и Симхат Тора завершают череду осенних еврейских праздников. В Торе сказано, что на восьмой день от начала праздника Суккот будет еще один отдельный, самостоятельный праздник. Его название показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет).

    Кого задержали и зачем? Приводят такой пример. Царь пригласил своих детей на семидневный пир. Когда пришло время расставания, царь сказал: «Дети, я хочу обратиться к вам с просьбой. Пожалуйста, задержитесь еще на один день».

    Так и в Торе говорится: «На восьмой день будет у вас праздник». Мудрецы постановили, что в этот день — Шмини Ацерет — евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора — праздник завершения цикла чтения Торы. Симхат Тора в переводе означает — Радость Торы.

    Тора состоит из пяти книг, из 54 «еженедельных глав», читаемых в течение всего года. В день праздника в синагогах завершается и вновь начинается годичный цикл чтения. Из ковчега вынимают свитки и семь раз проходят с ними вокруг возвышения в центре синагоги. Шествие сопровождается радостными песнями и плясками, которые продолжаются до глубокой ночи. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе). Во времена существования Храма в Восьмой день совершался обряд возлияния воды на жертвенник, сопровождавшийся просьбами о даровании дождя в наступающем году. Сегодня, начиная с Шмини Ацерет, в синагогах в течение всей зимы также читают молитву о дожде. В этот двойной праздник повсюду царят радость и веселье.

Источник: http://www.calend.ru

1 января - Ханука

    В далекие времена, времена Второго Храма, цари Греции своими злодейскими указами запретили народу Израиля изучать Тору и исполнять заповеди. В те времена евреев грабили и преследовали. Тогда злодеи ворвались в Храм и осквернили его, не оставив масла для светильников. Израиль притеснялся во всем, пока Всевышний не даровал спасение народу израильскому от преследователей.

    Когда же народ победил своих врагов шел 25 день месяца кислев. Те, кто вошли в Храм, нашли священного масла на один светильник и только на один день. После того, как светильник был зажжен, он горел еще 8 дней, до того самого момента, пока не было изготовлено новое масло.

    Начало этого праздника происходит 25 числа месяца кислева (еврейский месяц) и продолжается 8 дней. На протяжении всех восьми дней праздника Ханука зажигаются ханукальные светильники. Они должны быть очень красивыми и хорошо начищенными. Чаще всего зажигаются металлические или стеклянные светильники. Можно зажечь и глиняный светильник, но его можно зажигать всего один раз, т.к. уже назавтра его свет становится некрасивым и поэтому не годится для исполнения заповеди.

   При зажигании ханукального светильника существует несколько правил, которые евреями в точности исполняются. В первый праздничный вечер зажигается всего один светильник, затем, во второй вечер – уже два, а к концу праздника, то есть на восьмой завершающий вечер должны гореть все восемь светильников. Ханука начинается с заходом солнца. Подсвечник для ханукальных светильников называется «ханукия». Он состоит из восьми подсвечников, расположенных на одном уровне. В первый вечер зажигается крайний правый светильник. А в последующие дни зажигаются светильники, находящиеся слева.

   Этот порядок не случаен. Он установлен для того, чтобы напомнить о том, что каждый вновь зажженный светильник драгоценнее предыдущего. Т.к. это напоминает о чуде, которое становилось все ярче и значительнее день ото дня. Очень важно, чтобы светильники имели одну высоту и располагались на одной линии, а также, чтобы они горели отдельно и, чтобы их пламя не сливалось в единое целое.

   Зажигаются светильники после появления на небе первых звезд, но если это время было пропущено, светильники можно зажечь на протяжении всей ночи, пока семья еще не спит. Если же светильники не были зажжены до рассвета, то в этот день их зажигать уже не следует. Важно не есть и не пить алкогольных напитков до зажигания свечей. Необходимо, чтобы светильники горели не меньше, чем полчаса после того, как на небе появились первые звезды.

   Ханука, как и всякий праздник, имеет свои обычаи. Праздничная трапеза на этот еврейский праздник не обязательна, однако, большинство евреев стараются сесть за стол в праздничной обстановке. Особое внимание в Хануку уделяется обучению детей Торе и рассказам о чудесах Хануки. Чтобы самые маленькие знали о чуде Хануки, была придумала игра, под названием «Свивон». Она заключается в том, что дети играют с четырехгранным волчком, каждая из граней которого имеет начертанные еврейские буквы «нун», «гимел», «гей» и «пей». Эти символы означают фразу «Великое чудо произошло здесь». С помощью этой игры дети приобщаются к празднику.

   Но главным обычаем Хануки является Хинух, то есть воспитание. Воспитываются как дети, так и взрослые, весь народ. Задача этого обычая добиться того, чтобы люди не забывали о той милости, которую даровал им Всевышний.

Источник: http://nicstyle.ru